В нашей стране кулачный бой появился в древности у славян. Уже тогда характерным признаком кулачного боя было возрастное подразделение его участников.
В одной из разновидностей кулачного боя — «стенка на стенку» — постепенно вступали в бой как бы три боевых линии: первую линию составляли кулачные бойцы-подростки, вторую — юноши и молодежь, третью — женатые.
В период образования Киевского государства и развития на Руси феодальных отношений кулачные бои «стенка на стенку» и «один на один» были у славянского народа одним из средств воспитания стойкости, смелости, ловкости и физической силы.
Народ надолго сохранил традиции кулачного боя. Доказательством этому могут служить многие исторические документы, народный эпос, былины и сказания.
В период образования русского централизованного государства (XV–XVII вв.) кулачный бой был одним из элементов складывающейся в это время самобытной народной системы физического воспитания. Он служил средством совершенствования и выявления физической силы и волевых качеств русских людей.
При Иване IV, согласно «Судебнику Государя Великого», проводились судебные поединки, для которых нанимали кулачных бойцов профессионалов. Бои-поединки были строго регламентированы.
В кулачных боях, проводимых в это время, было также два вида состязаний: массовые бои «стенка на стенку» и одиночные бои — единоборства.
Основное место принадлежало «стенке», представляющей собой организованный массовый бой, где строго различались стороны «своя» и «чужая». Название «стенка» произошло от традиционного установившегося в кулачных боях боевого порядка, в котором стороны бойцов выстраивались в плотную линию из нескольких рядов или сплошной стеной на «противника». Главной тактической задачей каждой из сторон было прорвать «стенку» противника, внести смятение в его ряды, прогнать его с боевой площадки. Отступивший противник перегруппировывался, собирал новые силы и после передышки снова вступал в бой. Таким образом, бой состоял из отдельных схваток и длился обычно до тех пор, пока одна из сторон окончательно не одолевала другую. Везде, где происходили кулачные бои, имелись постоянные традиционные места для бoя. Зимой обычно бились на льду реки. Излюбленные места для кулачных боев в XIX столетии в Москве были: на Москве-реке — у Бабьей городской плотины, у Симонова и Новодевичьего монастырей, у Воробьевых гор и др.
В Петербурге бои происходили на Неве, у Нарвской заставы и в других местах.
В кулачных боях строго соблюдались правила, которые, передаваясь из поколения в поколение, служили бойцам неписанным законом.
Бой можно было вести голыми кулаками или в рукавицах. Никаких твердых предметов, называемых «закладками», или пятаков, зажимаемых в ладони, чтобы крепче сжать кулак и усилить этим действие ударов, иметь под рукавицами не полагалось. Нападать на противника разрешалось только спереди. Запрещалось нападать на упавшего противника, бить с «подножкой», наносить удары ногами или головой. Нарушение этих правил строго преследовалось, а виновного наказывали сами же бойцы, ревниво оберегавшие традиционную честность кулачного боя.
Правила кулачного боя (как и другие его стороны) отразились во многих пословицах и поговорках. «Лежачего не бьют» — русская пословица, навеянная кулачным боем, стала синонимом благородства; аналогична ей и другая пословица — «Лежачий в драку не ходит». Поговорка «Не силой бьются, а сноровкой» говорит о стремлении народа видеть в бою не только силу, но и ловкость. Кулачных бойцов, выдающихся по своей силе и боевым качествам, народ называл «надежа-бойцами».
Эти бойцы, участвовавшие как в одиночных боях, так и в «стенках», приобретали себе громкую славу не только в своей округе, но и далеко за ее пределами.
Классический пример отражения кулачного боя в русской поэзии — «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», написанная М. Ю. Лермонтовым в 1837 г..
М. Ю. Лермонтов был частым очевидцем кулачных боев и хорошо знал их обычаи.
" Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские
На Москву-реку, на кулачный бой.
Разгулялся, для праздника потешиться".
Этнограф А. В. Терещенко в своей книге «Быт русского народа» писал: «В Англии обратилась наша молодецкая забава в искусственный бокс. Там бьются друг с другом и по правилам. Рассказывают, что некоторые из наших вельмож, гордясь своими бойцами, сводили их в Москве с боксерами.
Достопочтенные лорды сами приезжали сюда и выставляли боксеров на дюжий кулак русского, который, был незнаком с искусством, так метил удачно в бока и лицо, что часто с одного раза повергал тщеславного бойца на землю. С тех пор боксеры перестали меряться с бойцами».
Из русских кулачных бойцов славились казанские, калужские и тульские оружейники: Алеша Родимый, Тереша Кункин, семейство Зубовых, Никита Долговяз и братья Походкины.
Видными бойцами Петербурга в XVIII столетии были приказный чиновник Ботин и фабричный Соколик.
Кулачные бои не оставались неизменными. В соответствии с указом царя Алексея Михайловича, в XVII — начале XVIII века в Москве и Петербурге солдаты делали облавы на кулачных бойцов, приводили в приказ, где пойманных били батогами. Но привести в приказ не так-то легко было. Товарищи часто нападали на конвой и выручали арестованных.
Упорство, с которым народ защищал свое право на свои любимые состязания, заставило правительство Екатерины I (1726 г.) регламентировать кулачные бои. Бои в городах разрешались при условии регистрации в полиции десятских.
Кулачные бои прекратили свое существование после Великой Октябрьской социалистической революции, когда советский спорт стал средством культуры и всестороннего воспитания.
Использованы материалы книги «БОКС», автор К.В. ГРАДОПОЛОВ, МОСКВА, 1956.